Защитить свои права по силам каждому потребителю
В статье «Срок годности не ограничен» («ЮВ» от 25 мая) мы рассказали, как корреспонденты редакции совместно с городским телевидением провели собственный рейд по нескольким магазинам города, чтобы оценить качество предлагаемой продукции.
Были выявлены недостатки, которые, по нашему мнению, нарушают права потребителей и несут угрозу здоровью и жизни. Итогом рейда стали заявления в Роспотребнадзор. Проверки начались через два дня после поступления заявлений. К тому времени по местному телевидению уже вышел сюжет о нашем рейде. Напомним, что и мы обращали внимание продавцов на явные недостатки предлагаемой ими продукции. Тем не менее, по словам специалистов Роспотребнадзора и центра гигиены и эпидемиологии, большинство нарушений остались без исправлений. Исключением стал лишь магазин «Лабаз»: в момент проверки свежемороженой мойвы на подложке в реализации не было.
Частично подтвердились нарушения, которые мы заметили в «Монетке». Сотрудник Роспотребнадзора потребовал снять с реализации тефтели «Домашние», на упаковке которых не было никакой информации для потребителя, а также консервированные персики в жестяных банках. Напомним, что вместо оригинальных этикеток на них были приклеенные скотчем черно-белые ксерокопии. «Заведующая магазином объяснила, что товар был получен в таком виде, - комментирует главный специалист ТО «Роспотребнадзор» в г. Югорске и Советском районе Оксана Гарбуз. – Однако даже в этом случае продукция не должна была поступить в продажу». Что касается малосольных огурцов, расфасованных в полиэтиленовые пакеты, то их в продаже уже не было.
В магазине «Добрый» на улице Спортивной проверяющие обнаружили свежемороженый минтай (мы нашли его в размороженном виде, в мешочках с жидкостью темного цвета, отдававшей сильным запахом). «Минтай также изъят из реализации, - поясняет Оксана Гарбуз. – Но не удалось передать его на экспертизу, поскольку этикетка от общей упаковки, которая должна сохраняться в магазине, пока продукт не реализуется полностью, была утеряна». Копченой голени цыпленка «Стовкусье» в продаже не обнаружили. В обращении по поводу магазина «Империя вкуса» мы указали лишь одно нарушение – большое количество ледяной глазури в упаковке с креветками. Исследование, проведенное в центре гигиены и эпидемиологии, полностью подтвердило претензию: оказалось, количество льда в пакете превышало установленную норму в 6,3 раза.
На предпринимателей и директоров проверенных торговых точек (за исключением магазина «Лабаз») составлены административные протоколы, комиссией уже вынесены решения в виде штрафов. Пусть это несущественные суммы. Главное, что ни одно заявление в Роспотребнадзор не осталось без внимания. Если каждый потребитель будет с вниманием и уважением относиться к защите своих прав, возможно, со временем удастся добиться того, что в магазинах нам перестанут предлагать некачественную продукцию.
В мае этого года в Югорске начал работу координационный совет по вопросам потребительского рынка. В него вошли представители городской администрации, полиции, Роспотребнадзора, депутаты, а также специалист по защите прав потребителей. Цель совета одна – защитить югорчан от некачественной продукции и навести порядок в торговле. В начале июня состоялись первые проверки. Члены совета, разделившись на группы, объехали 12 магазинов.
КОММЕНТАРИЙ
Виктор Силонов, заместитель председателя совета:
- Наша группа проверила пять магазинов. Это «Мандарин» на ул. Монтажников, «Малахит» на ул. Попова, «Новый Звездный» на ул. Ленина, «Селена» и «Каспий» на ул. Садовой. Нарушение, общее для всех торговых точек, – отсутствие информации о сроке годности на упаковках с расфасованной на месте продукцией. В магазине «Мандарин» обнаружены товары с истекшим сроком годности – это маргарин «Пышка», профитроли и сливки «Простоквашино». Просроченный маргарин обнаружили и в «Селене». Больше всего нарушений обнаружено в «Новом Звездном». У работника торгового зал не было санитарной одежды. В магазине нет контрольных весов, на упаковках с мясными полуфабрикатами – тефтелями и люля-кебаб - не указана ни дата изготовления, ни срок годности. Указанный вес некоторых продуктов на подложке не соответствует фактическому. Свежемороженая горбуша имеет нетоварный вид, что свидетельствует о нарушении условий ее хранения. В витрине с рыбными консервами не соблюдается температурный режим, нет термометра. Маринад в банке с пресервами мутный, обнаружена банка салата из морской капусты с признаками бомбажа. На пакетах с выпечкой нет информации о дате изготовления. Обнаружили и просроченные продукты - «Чудо молочное». Санитарное состояние магазина также оставляет желать лучшего.
По результатам проверок двух остальных групп видно, что и остальные торговые точки грешат нарушениями. Это реализация товара с истекшим сроком годности, отсутствие даты выработки и срока годности на этикетках, перегруженность холодильных витрин и т.д. Лидерами по количеству нарушений стали универсам «Монетка», магазины «Добрый», «Дерибасовский», «Деревенский», «Лабаз». В следующем номере «ЮВ» мы расскажем о результатах данных проверок подробнее.
P.S. В настоящий момент решается, какими будут дальнейшие действия координационного совета: направление сообщений по выявленным нарушениям в Роспотребнадзор либо предварительная встреча с предпринимателями и предложение устранить все недочеты в установленный срок.
Анастасия Шмелева