Срок годности не ограничен
Уже не в первый раз журналисты «ЮВ» совместно с городским телевидением устраивают собственные рейды по магазинам города. В центре внимания – наличие в продаже продукции с истекшим сроком годности, качество товара и, конечно, обслуживания.
20 мая мы посетили четыре магазина: «Лабаз» (ТЦ «Югра-Столичный»), «Империю вкуса» и «Монетку» на ул. Железнодорожной, а также «Добрый» на ул. Спортивной. Сразу скажем, что явно просроченных продуктов мы не обнаружили ни в одной из перечисленных торговых точек. Зато наше внимание привлекли другие нарушения. Все приобретенные подозрительные товары фиксировали видеокамера и фотоаппарат. Результатом рейда стали заявления в территориальный отдел Роспотребнадзора в Югорске и Советском районе с просьбой провести проверки по указанным фактам в каждом из магазинов.
«ЛАБАЗ»
Прежде всего наше внимание привлекла витрина с замороженной рыбой: информация о сроке годности товара присутствовала лишь на некоторых этикетках. На продажу была выставлена и упакованная на подложках «мойва свежемороженая» из Исландии по цене 45 рублей за килограмм. Рыба имела явно нетоварный вид, так что вполне можно предположить повторное замораживание. Кроме того, целостность упаковки была нарушена.
Затем мы осмотрели замороженные полуфабрикаты, в частности, блинчики с начинками, в том числе развесные. Информация о сроках годности отсутствовала и на некоторых из них. Обратили внимание работника торгового зала на порванную картонную упаковку блинов. Тот пообещал, что ее уберут с витрины. Здесь же было разложено и сливочное масло в брикетах, утратившее товарный вид, - смятое, очевидно, в результате разморозки. Из-за деформации брикета дату изготовления нам найти не удалось. Пришедшему на помощь консультанту для этого пришлось частично развернуть брикет. Что ж, оказалось, что со сроком годности у масла все в порядке, но вот претензию по поводу нетоварного вида продукта мы все-таки высказали. Консультант пообещал, что работники, отвечающие непосредственно за данный отсек магазина, обязательно уберут масло. К слову, на следующий день мы зашли в «Лабаз», чтобы проверить, выполнено ли обещание. Смятые брикеты по-прежнему красовались в холодильной
витрине…
Напоследок мы подошли к отделу салатов, которые производятся здесь же. К нашему удивлению, на этикетках в графе «дата выработки» значилось 18-е мая (!) - напомним, что рейд мы проводили 20-го числа - в то время как срок годности салатов составляет всего 12 часов. Продавец поспешила нас успокоить, заверив, что салаты свежие, а вот ценники старые – их не сменили из-за сбоя в компьютерах. «А что вы будете делать в случае проверки?» - продолжили мы расспросы. - «Так и объясним проверяющим, а что же еще делать. Ну, а вообще - разве мог бы несвежий салат так хорошо выглядеть?» - заключила продавец.
«ИМПЕРИЯ ВКУСА»
Не нашли мы информации о сроке годности и на подложках с фаршем «Домашний» (Сургут) в магазине «Империя вкуса». По словам продавца, срок годности указан лишь на коробках с этой продукцией. Некоторые упаковки порвались во время транспортировки, поэтому фарш пришлось переложить на подложки. С тем, что информация о дате выработки и сроке годности товара должна быть доступной для покупателя, продавец согласилась. Однако в отсутствии таковой сослалась на неопытность практиканток: упаковкой фарша занимались они. Нас заверили, что фарш упакуют заново и укажут всю необходимую информацию. Затем, дабы убедить нас в том, что фарш свежий, показали документацию, в том числе и сертификат качества на данную продукцию. По срокам годности претензий нет, вот только почему эта информация предоставляется лишь по особому запросу покупателей?
Просмотрели мы и выставленные в холодильной витрине замороженные морепродукты. Согласно вступившим в силу санитарным правилам, количество ледяной глазури в упаковках с морепродуктами должно составлять не более 8%. Однако в пакете с «креветками варено-морожеными, неразделанными» даже невооруженным глазом было видно, что количество льда далеко превышает допустимое. Владелец магазина посоветовал выбрать более дорогостоящие креветки, если мы хотим приобрести действительно качественную продукцию.
В этой же холодильной камере мы нашли пакет с непонятным содержимым. Цена – 362 рубля. На вопрос, что это такое, нам не смогли ответить ни заведующая, ни владелец магазина. Производитель же был предельно краток и не счел нужным указать какую-либо информацию о товаре за исключением страны, в которой упаковали это «нечто», – Вьетнам. В конце концов, владелец магазина пришел к выводу, что, скорее всего, это осьминог.
И наконец мы попытались разобраться в ситуации с несоответствием ценников и товаров. Среди прочих покупок на кассу мы принесли упаковку с десятком яиц. Однако цена, которую пробила кассир, не соответствовала ни одному из ценников, находящихся на стойке с товаром. Судя по ближайшему к продукту ценнику, яйцо стоит 34 рубля за десяток. В чеке обозначилась другая цифра – 52 рубля. Заведующая магазином, проследовавшая вместе с нами к стойке, объяснила: штрих-код на ценнике не соответствует коду, наклеенному на упаковке. То есть 34 рубля – это цена за другой сорт яиц. Думаем, что не мы одни обманулись из-за такого несоответствия, поскольку, как покупатели, привыкли смотреть на ценник, а не заниматься сверкой штрих-кодов. Впрочем, «недоразумение» устранили прямо при нас. К слову сказать, цена за десяток яиц в «Империи вкуса» оказалась одной из самых высоких по городу.
«МОНЕТКА»
Торговая сеть «Монетка», с недавних пор появившаяся в Югорске, уже имеет нарекания со стороны покупателей. Корреспонденты нашей газеты смогли убедиться в том, что в сетевом магазине эконом-класса экономят буквально на всем.
Первое, что попалось нам в руки, – банка законсервированных персиков фирмы O’Green. Однако судить наверняка о том, что внутри банки, мы не можем, так как обернута она была не в заводскую этикетку производителя, а в ее черно-белую ксерокопию, которая была примотана скотчем. Информацию о дате производства и сроке годности продукта мы не обнаружили. Как, при такой изобретательности работников зала, покупатель может быть уверен в том, что в жестяной упаковке именно персики?
Следующей нашей покупкой в этом магазине стали малосольные огурцы. Уже пожелтевшие и видавшие виды, они продавались в обычном целлофановом пакете, без рассола. Согласно информации на ценнике, хранить такие огурцы можно месяц! О стерильности и герметичности упаковки говорить не приходится.
Третьим продуктом в корзине стали тефтели «Обыкновенные». О нарушении правил заморозки говорило то, что они слиплись в один ледяной комок. Упаковка товара тоже выглядела весьма примитивно: пластиковая подложка, покрытая пленкой, не содержала какую-либо информацию о производителе, дате выработки и сроке хранения мясного продукта. Лишь на ценнике значилась дата изготовления. Подобные нарушения имелись и у других полуфабрикатов,продаваемых в «Монетке».
"ДОБРЫЙ"
Здесь мы приобрели варено-копченую голень цыпленка «Стовкусье», которая имела совершенно нетоварный вид и, что особенно важно, хранилась не в холодильнике, а на витрине. Со слов продавца, продукт туда выставили совсем недавно и на время, чтобы привлечь больше покупателей. На ценнике датой изготовления было проставлено 16 мая, и, по словам продавца, храниться такой продукт может 5 суток. Однако, если курица уже несколько дней провела на прилавке, она явно непригодна для употребления в пищу. Кстати, две куриные ножки были обильно сдобрены специями и майонезом. Вероятно, для того, чтобы перебить несвежий запах мяса.
Также в «Добром» мы обнаружили размороженного минтая. Рыба лежала в охлаждающей витрине вместе с замороженными продуктами. Продавец сказала, что в таком виде ее уже доставили в магазин, и добавила, что они могут заново заморозить товар. И вновь на ценнике не оказалось данных о дате изготовления и упаковки, а также о сроках годности. На вопрос об этом продавец предъявила фрагмент картонной коробки, в которой рыба поступила в магазин, - там значились и дата упаковки товара, и срок его хранения.
Еще одной «находкой» стала полка с овощами. Покупателю предлагалось купить перцы, которые уже покрылись пылью и начали портиться, а на некоторых даже появилась плесень. От такого «заманчивого» предложения мы решили отказаться и попросили убрать товар с витрины. Без особого удовольствия сотрудники выполнили нашу просьбу.
«ЮГОРСКИЙ ДВОРИК»
Давно известно, что в этом магазине владелец или продавцы просроченный товар давно легализовали. Он располагается на самом выгодном месте у кассы. Без какой-либо информации о том, что товары с просроченным сроком годности. Зачастую они даже не имеют ценников. Как, к примеру, молоко стоимостью 42 рубля (со слов продавца), до просрочки оно стоило 48 рублей. Сок «Добрый» (0,2 литра) с трубочкой, который так любят дети, – с просроченным сроком годности продается тут за 14 рублей. То есть по обычной цене. Продавец магазина признается, что просрочку продавать нельзя, и она это знает. Но разводит руками и с прилавка товар не убирает. И надо сказать, что в данном магазине продавать запрещенный товар чуть-чуть дешевле - это правило. До каких пор?
ПОСЛЕСЛОВИЕ
К сожалению, побывать в каждом магазине города с журналистской проверкой – не представляется возможным. Специально покупать просрочку и непотребный товар – занятие разорительное. В ходе этого рейда мы истратили в общей сложности порядка 600-700 рублей. Очень хочется надеяться, что на пользу югорчанам. По всем фактам покупки нами были составлены заявления в Роспортебнадзор. 23 мая они были приняты и зарегистрированы. Как нам пообещали, в ближайшее время с нашими заявлениями разберется специалист. Об итогах проверок мы обязательно сообщим нашим читателям.
Светлана Романовская
Анастасия Шмелева
Дарья Скорых