В ожидании чуда
С 1 сентября начальные школы переходят на новые стандарты образования. Как изменится жизнь учеников, насколько школы соответствуют новым требованиям и санпинам, а также с какими проблемами столкнулись директора школ, обсуждали на коллегии управления образования.
ШКОЛА – СКАЗКА, ШКОЛА - МЕЧТА
Прежде чем говорить о проблемах общих и частных, попробуем понять, что представляет собой федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). По замыслу разработчиков, введение ФГОС существенно меняет условия образовательного процесса – учителя становятся более свободными и творческими, школы сами определяют, как и чему они будут учить детей, а ученики за четыре года обучения превращаются в высокоэрудированных личностей. Присоздании необходимых для всестороннего развития и обучения ребенка условий в начальной школе - не заставит себя ждать и результат. Просто принести домой дневник с оценками будет уже недостаточно. Выпускник 4-го класса в идеале должен быть любознательным, любить свой край и страну, придерживаться семейных ценностей, быть хорошим собеседником, уметь аргументированно доказывать свою точку зрения, соблюдать правила здорового и безопасного образа жизни. В отдельные бонусы засчитываются опыт проектной деятельности и наличие персонального портфолио достижений. Сразу же возникает вопрос – как вырастить массовое поколение таких чудо-чад? В Министерстве образования уверены – для того чтобы вырастить талантливого гения, не нужно элитных гимназий и лицеев, достаточно пересмотреть условия, в которых обучается большинство детей. Для этого и предлагается новый стандарт. В соответствии с ним школы должны пересмотреть обычный регламент работы и перейти на режим «полного дня». Для этого ученикам после уроков во второй половине дня будет предложена программа развивающих занятий. На них первоначально было отведено 10 часов в неделю. Но сегодня это ограничение снято, и школы сами определяют количество часов внеклассной работы. Кроме того, в это время предполагается уделять больше внимания и воспитанию школьников. При этом школы вправе сами решать, какую программу выбрать. Это могут быть не только занятия танцами, спортом или декоративно-прикладным творчеством, но и изучение норм этикета, волонтерская помощь или работа, допустим, швейной мастерской. Что именно будет интересно ребенку вне учебы, определяют анкетирование и родительский запрос.
Несколько принципиальных изменений коснулись и самого образовательного процесса. Теперь у педагога не получится просто пересказать учебный материал на уроке. Учитель должен будет научить ребенка новым видам деятельности, которые возможны благодаря полученным знаниям, а ученик - показать на практике, что он действительно усвоил новый материал. Речь идет о повсеместной практике проектных и исследовательских работ. Допустим, в третьем классе на уроке окружающего мира изучаются базовые основы экономики. По существующим стандартам вполне достаточно, если учитель расскажет ребятам о том, что такое деньги, из чего складывается бюджет и зачем платить налоги. Чтобы усвоить материал, ученики выполнят по новой теме пару домашних заданий в рабочей тетради и еще раз перечитают параграф в учебнике, особенно прилежные – вызубрят его наизусть. Пятерки в дневниках и классных журналах обеспечены, общая успеваемость (и отчетность) не страдает. Но впереди – еще десятки новых тем, домашние и контрольные работы по другим предметам, и память школяра уже не поспевает за гигабайтами поступающей информации. Материал забывается, его ценность кажется несущественной.
Совсем другое дело, если урок по этой же теме будет проведен в соответствии с требованиями нового стандарта. Учитель, повествуя о бюджете, обязательно сопроводит свой рассказ наглядными слайдами, коснувшись темы налогов, предложит заполнить упрощенный аналог налоговой декларации, а домашним заданием будет не пересказ параграфа из учебника, а подготовка индивидуального проекта. Тематика работ настолько разнообразна, насколько различны интересы каждого из учеников. Кто-то подготовит проект по основам нумизматики, другой с гордостью покажет собственную коллекцию монет, третий разберется самостоятельно в семейном бюджете и выяснит, из чего складываются «карманные деньги», которые каждую неделю выдаются родителями. И нет сомнений - все, что услышат и увидят Петя, Маша или Вася на таких уроках, они запомнят, усвоят и еще друзьям и родителям с удовольствием перескажут. С не меньшим рвением они потом будут выращивать цветы в горшочках, ставить опыты с магнитным полем Земли и изучать свойства природных минералов. Таким образом, ученики не просто отчеканят выученный материал, но и смогут применить полученные знания в реальной жизни. Но для того, чтобы у ученика была возможность заниматься внеурочной и проектно-исследовательской деятельностью, необходимы и соответствующие условия. Это просторные кабинеты, оснащенные мультимедийным оборудованием и интерактивными досками, наличие компьютерной локальной сети и доступ в Интернет, оснащенные спортзалы, игровые комнаты и площадки, укомплектованные библиотеки и медиатеки. И еще многое другое, что регламентируется и рекомендуется как требованиями нового образовательного стандарта, так и новыми санитарными нормами.
НЕ ПО СТАНДАРТУ
Именно условия в школах и оказалось сложнее всего загнать в новые рамки. Об этом много и эмоционально говорили на прошедшей коллегии управления образования. Учителя в неформальной беседе признавались, что с таким документооборотом (а школам приходится вносить изменения практически во всю существующую нормативно-правовую базу) времени и сил на детей уже не остается. Несмотря на то что готовность школ к введению ФГОС была оценена от 80 до 90%, в частных репликах сквозил скептицизм – где-то не хватает компьютеров, не везде есть выход в Интернет и электронные дневники. Непонятно и как оценивать ученика: по какой шкале мерить знания, а по какой - личностные достижения ребенка. «По каким показателям мы будем судить о компетентности личности, в какой степени будут оцениваться предметные знания, универсальные учебные действия и личностные качества ученика, пока еще до конца непонятно. Остается очень много вопросов для проработки», - говорит Марина Петрушко, начальник отдела общего, дошкольного и дополнительного образования детей УО.
Собственно, для того, чтобы получить ответы на все вопросы и найти решение существующих проблем, все и собрались. Обсуждение насущных вопросов шло по секциям. Школы, у которых уже имеются неплохие наработки в подготовке к введению ФГОС, охотно делились опытом с коллегами. Несмотря на имеющиеся положительные результаты у отдельно взятых школ, проблемы оказались у всех одинаковыми. Главное слабое звено любой школы в городе – это низкая оснащенность материально-технической базы. В большинстве школ нет отдельного спортзала для начального звена, нехватка компьютеров, отсутствуют игровые комнаты, требуют капремонта школьные столовые и туалеты. В замешательство приводят и новые СанПины. Например, в соответствии с новыми санитарными нормами для первоклашек, посещающих группы продленного дня, должны быть предусмотрены спальные помещения. «Нам проще отказаться от продленки, чем найти возможность организовать спальни», - говорят специалисты управления образования. Если же соблюдать каждое санитарное требование – от площади рекреаций до гримерных и бутафорных мастерских при актовых залах, то проще построить новое здание, чем переделать старое.
Но не только санитарные нормы волнуют учителей и директоров школ. Проблема, с которой столкнутся школы уже 1 сентября этого года, – это нехватка учебников. Дело в том, что управлением образования был сделан заказ на 300 комплектов учебников, а первоклашек в этом году ожидается больше 400. Выяснять, по чьему недоразумению произошла такая ошибка с подсчетами детей и учебников, теперь уже поздно. Гораздо важнее найти в сложившейся ситуации решение. Управление образования обещало найти возможность дополнительного финансирования и обеспечить всех первоклассников необходимым комплектом учебников и учебных пособий.
P.S. ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ
И все-таки, несмотря на все многочисленные разъяснения нового образовательного стандарта, остается масса вопросов как у педагогов, так и у родителей. Непонятно, почему прежний принцип работы школ по формуле «знания, умения, навыки» вдруг перестал соответствовать требованиям времени. Хотя в нем заложены те же самые приоритеты образовательного процесса – 1) знания в голове, 2) их практическое применение, 3) наличие базового опыта по выбранному профилю.
Второй вопрос – это кадры. Не секрет, что сегодня в школах наших детей учат те же учителя, у которых еще учились мы сами. Молодых педагогов очень мало. Кто будет учить детей мыслить по-новому и растить личностей, это тоже большая проблема. Поскольку старшее поколение учителей морально (а некоторые уже и по состоянию здоровья) не готово к переменам и той свободе действий, которой от них ожидают. А «новой волны» педагогов пока не наблюдается.
Третье – зачем дотошно прописывать санитарные нормы для школ нового поколения, если заранее известно, что денег на строительство новых школ не хватает практически во всех регионах, а старые типовые здания при всем желании невозможно приспособить под каждый пункт федеральных требований. Как можно рассуждать в документе о цвете стен в классе, если в большинстве школ нет элементарной туалетной бумаги и средств гигиены. Стоит отметить, что в Югорске материально-техническая оснащенность школ к введению ФГОС начального образования сегодня оценивается всего в 20%. И это при том, что во всех школах есть интерактивные доски, компьютеры, доступ в Интернет, а сами здания школ поочередно ставятся то на капремонт, то на реконструкцию. Всего этого нет в большинстве российских школ,тем более сельских...
Также непонятна универсальность нового стандарта. По замыслу его авторов, благодаря созданным благоприятным условиям и внеурочной деятельности, в школах исчезнут «середнячки», а выпускаться будут сплошь одни вундеркинды. Но давайте будем честными – далеко не всех детей можно подогнать под нарисованный идеализированный портрет выпускника (читайте выше), у каждого из них свой предел возможностей. И с этим нужно тоже считаться, а кому-то и смириться.
Немало вопросов вызывает и «школа полного дня». Если детей планируют учить и воспитывать с утра до вечера, как быть с художественными, музыкальными и спортивными школами, которые могут в одночасье недосчитаться детей. Предполагается, что с учреждениями дополнительного образования школы будут сотрудничать на договорной основе. Но зачем все усложнять, если половина учащихся школ и так где и чем только не занимается – танцами, музыкой, легкой атлетикой, плаванием и т.д.
То же самое касается и профильности образования. «Не дай бог старшекласснику ошибиться с выбором профильного обучения, это же два года пройдут впустую!» - сокрушается один из педагогов. Хочется возразить - на ошибках учатся, а у молодых должна быть альтернатива. Нет, уверены другие, выпускники не должны метаться, они должны точно знать, чего хотят в этой жизни. И вновь хочется поспорить: как же не метаться в 17 лет, если сам возраст обязывает к поискам? Даже взрослые, успешные люди могут в мгновение ока поменять и работу, и получить другое образование, тем самым полностью изменив свою жизнь. Если уж вы предлагаете школьникам свободу выбора, тогда уже и давайте им пространство для маневров.
Конечно, сейчас, пока ФГОС находится в зачаточном состоянии, говорить о необходимости его введения и эффективности рано. Но готовиться к переменам нужно. С 1 сентября этого года по новым стандартам начнут обучение начальные классы. С 1 сентября 2015 года ФГОС станет обязательным для 5-го класса, а для десятых классов – с 1 сентября 2020 года.
МНЕНИЕ:
Какие ожидания от введения ФГОС начального общего образования у педколлективов школ?
Марина Петрушко, начальник отдела общего, дошкольного и дополнительного образования детей управления образования городской администрации:
- Большое внимание государство уделяет условиям образовательного процесса. Эти условия необходимы для того, чтобы получить результат. А результатом является комплексная оценка компетентности личности по разным направлениям. Ожидается, что из школы должен выйти интеллектуальный, грамотный выпускник, обладающий коммуникативными качествами и профессиональными навыками. Это есть результат стандарта. В этом же направлении движется и идея профильной школы, которая предусматривает большую ответственность, в том числе и родителей. В десятом классе ученик должен четко понимать, какие предметы он будет изучать на базовом, а какие на профильном уровне. Таким образом, основная идея нового стандарта образования – это возможность выбора для самих учеников.
ВОЙТИ В НОВОЕ РУСЛО:
О том, как ведется подготовка к переходу к ФГОС начального образования в школе № 2, «ЮВ» рассказала директор Галина Энютина:
- С какими сложностями Вам пришлось столкнуться при подготовке к введению ФГОС начального общего образования?
- Самая основная трудность для нас – обеспечение учебной и методической литературой, учебниками. По организации внеурочной деятельности проблем нет. У нас имеется очень хороший опыт, благодаря работе школьного центра детского творчества. Расписанием предусматривается предмет по выбору. Это занятия танцами, в изостудии, уроки хореографии или стрельба. Таким образом, дети могут, не выходя из школы, найти себе занятие по душе.
- Много сетуют на слабую материально-техническую оснащенность школ. Что уже имеется и чего не хватает вашей школе?
- Благодаря программе «Наша новая школа» сегодня все классы начальной школы обеспечены интерактивными досками. Совсем скоро интерактивные доски будут установлены и в классах второй ступени, кабинетах географии и истории. Сложность в том, что нет возможности организовать игровые комнаты, как это предполагается новыми стандартами. Самое интересное, первоначальный проект школы предусматривал на одном этаже всего два учебных класса начальной школы, игровую и одну спальную комнаты. Но проектом не воспользовались, поскольку были необходимы классные комнаты. Выход из положения нашелся: вместо игровых в школе имеются сенсорная комната, где дети могут отдохнуть и оздоровиться. Есть зал ЛФК, гимнастический зал, зал хореографии. Разработка и реализация программы развития «Школа здоровья» стратегически обеспечила возможность перехода в новые условия, поэтому много организовано для того, чтобы дети могли не только учиться, но и отдохнуть с пользой.
- Как руководитель школы, что вы ждете от новых стандартов?
- Для меня основная суть нового стандарта – это организация взаимодействия «учитель-ученик», «ученик-ученик», то есть перевод образовательного процесса в практическое русло. Изменяется предназначение педагога. Роль носителя информации завершена. Сегодня педагог – тьютер, организатор УВП новыми средствами, обучающий работе с информацией, не поучающий, а способный учиться вместе открывать новое. Проектной деятельностью в нашей школе занимаются давно, в том числе коллективно. Не первый год реализуется проект «Театральная весна», когда каждый без исключения класс готовит свое театральное представление. Новый стандарт делает проектную деятельность нормой, и ее хочется перенести на урок.
Анна Гурова