Новости Новости
Югорский Вестник

В ожидании чуда

С 1 сентября начальные школы переходят на новые стандарты образования. Как изменится жизнь учеников, насколько школы соответствуют новым требованиям и санпинам, а также с какими проблемами столкнулись директора школ, обсуждали на коллегии управления образования.

ШКОЛА – СКАЗКА, ШКОЛА - МЕЧТА

Прежде чем говорить о проблемах общих и частных, попробуем понять, что представляет собой федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). По замыслу разработчиков, введение ФГОС существенно меняет условия образовательного процесса – учителя становятся более свободными и творческими, школы сами определяют, как и чему они будут учить детей, а ученики за четыре года обучения превращаются в высокоэрудированных личностей. Присоздании необходимых для всестороннего развития и обучения ребенка условий в начальной школе - не заставит себя ждать и результат. Просто принести домой дневник с оценками будет уже недостаточно. Выпускник 4-го класса в идеале должен быть любознательным, любить свой край и страну, придерживаться семейных ценностей, быть хорошим собеседником, уметь аргументированно доказывать свою точку зрения, соблюдать правила здорового и безопасного образа жизни. В отдельные бонусы засчитываются опыт проектной деятельности и наличие персонального портфолио достижений. Сразу же возникает вопрос – как вырастить массовое поколение таких чудо-чад? В Министерстве образования уверены – для того чтобы вырастить талантливого гения, не нужно элитных гимназий и лицеев, достаточно пересмотреть условия, в которых обучается большинство детей. Для этого и предлагается новый стандарт. В соответствии с ним школы должны пересмотреть обычный регламент работы и перейти на режим «полного дня». Для этого ученикам после уроков во второй половине дня будет предложена программа развивающих занятий. На них первоначально было отведено 10 часов в неделю. Но сегодня это ограничение снято, и школы сами определяют количество часов внеклассной работы. Кроме того, в это время предполагается уделять больше внимания и воспитанию школьников. При этом школы вправе сами решать, какую программу выбрать. Это могут быть не только занятия танцами, спортом или декоративно-прикладным творчеством, но и изучение норм этикета, волонтерская помощь или работа, допустим, швейной мастерской. Что именно будет интересно ребенку вне учебы, определяют анкетирование и родительский запрос.

Несколько принципиальных изменений коснулись и самого образовательного процесса. Теперь у педагога не получится просто пересказать учебный материал на уроке. Учитель должен будет научить ребенка новым видам деятельности, которые возможны благодаря полученным знаниям, а ученик - показать на практике, что он действительно усвоил новый материал. Речь идет о повсеместной практике проектных и исследовательских работ. Допустим, в третьем классе на уроке окружающего мира изучаются базовые основы экономики. По существующим стандартам вполне достаточно, если учитель расскажет ребятам о том, что такое деньги, из чего складывается бюджет и зачем платить налоги. Чтобы усвоить материал, ученики выполнят по новой теме пару домашних заданий в рабочей тетради и еще раз перечитают параграф в учебнике, особенно прилежные – вызубрят его наизусть. Пятерки в дневниках и классных журналах обеспечены, общая успеваемость (и отчетность) не страдает. Но впереди – еще десятки новых тем, домашние и контрольные работы по другим предметам, и память школяра уже не поспевает за гигабайтами поступающей информации. Материал забывается, его ценность кажется несущественной.

Совсем другое дело, если урок по этой же теме будет проведен в соответствии с требованиями нового стандарта. Учитель, повествуя о бюджете, обязательно сопроводит свой рассказ наглядными слайдами, коснувшись темы налогов, предложит заполнить упрощенный аналог налоговой декларации, а домашним заданием будет не пересказ параграфа из учебника, а подготовка индивидуального проекта. Тематика работ настолько разнообразна, насколько различны интересы каждого из учеников. Кто-то подготовит проект по основам нумизматики, другой с гордостью покажет собственную коллекцию монет, третий разберется самостоятельно в семейном бюджете и выяснит, из чего складываются «карманные деньги», которые каждую неделю выдаются родителями. И нет сомнений - все, что услышат и увидят Петя, Маша или Вася на таких уроках, они запомнят, усвоят и еще друзьям и родителям с удовольствием перескажут. С не меньшим рвением они потом будут выращивать цветы в горшочках, ставить опыты с магнитным полем Земли и изучать свойства природных минералов. Таким образом, ученики не просто отчеканят выученный материал, но и смогут применить полученные знания в реальной жизни. Но для того, чтобы у ученика была возможность заниматься внеурочной и проектно-исследовательской деятельностью, необходимы и соответствующие условия. Это просторные кабинеты, оснащенные мультимедийным оборудованием и интерактивными досками, наличие компьютерной локальной сети и доступ в Интернет, оснащенные спортзалы, игровые комнаты и площадки, укомплектованные библиотеки и медиатеки. И еще многое другое, что регламентируется и рекомендуется как требованиями нового образовательного стандарта, так и новыми санитарными нормами.

НЕ ПО СТАНДАРТУ

Именно условия в школах и оказалось сложнее всего загнать в новые рамки. Об этом много и эмоционально говорили на прошедшей коллегии управления образования. Учителя в неформальной беседе признавались, что с таким документооборотом (а школам приходится вносить изменения практически во всю существующую нормативно-правовую базу) времени и сил на детей уже не остается. Несмотря на то что готовность школ к введению ФГОС была оценена от 80 до 90%, в частных репликах сквозил скептицизм – где-то не хватает компьютеров, не везде есть выход в Интернет и электронные дневники. Непонятно и как оценивать ученика: по какой шкале мерить знания, а по какой - личностные достижения ребенка. «По каким показателям мы будем судить о компетентности личности, в какой степени будут оцениваться предметные знания, универсальные учебные действия и личностные качества ученика, пока еще до конца непонятно. Остается очень много вопросов для проработки», - говорит Марина Петрушко, начальник отдела общего, дошкольного и дополнительного образования детей УО.

Собственно, для того, чтобы получить ответы на все вопросы и найти решение существующих проблем, все и собрались. Обсуждение насущных вопросов шло по секциям. Школы, у которых уже имеются неплохие наработки в подготовке к введению ФГОС, охотно делились опытом с коллегами. Несмотря на имеющиеся положительные результаты у отдельно взятых школ, проблемы оказались у всех одинаковыми. Главное слабое звено любой школы в городе – это низкая оснащенность материально-технической базы. В большинстве школ нет отдельного спортзала для начального звена, нехватка компьютеров, отсутствуют игровые комнаты, требуют капремонта школьные столовые и туалеты. В замешательство приводят и новые СанПины. Например, в соответствии с новыми санитарными нормами для первоклашек, посещающих группы продленного дня, должны быть предусмотрены спальные помещения. «Нам проще отказаться от продленки, чем найти возможность организовать спальни», - говорят специалисты управления образования. Если же соблюдать каждое санитарное требование – от площади рекреаций до гримерных и бутафорных мастерских при актовых залах, то проще построить новое здание, чем переделать старое.

Но не только санитарные нормы волнуют учителей и директоров школ. Проблема, с которой столкнутся школы уже 1 сентября этого года, – это нехватка учебников. Дело в том, что управлением образования был сделан заказ на 300 комплектов учебников, а первоклашек в этом году ожидается больше 400. Выяснять, по чьему недоразумению произошла такая ошибка с подсчетами детей и учебников, теперь уже поздно. Гораздо важнее найти в сложившейся ситуации решение. Управление образования обещало найти возможность дополнительного финансирования и обеспечить всех первоклассников необходимым комплектом учебников и учебных пособий.

P.S. ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ

И все-таки, несмотря на все многочисленные разъяснения нового образовательного стандарта, остается масса вопросов как у педагогов, так и у родителей. Непонятно, почему прежний принцип работы школ по формуле «знания, умения, навыки» вдруг перестал соответствовать требованиям времени. Хотя в нем заложены те же самые приоритеты образовательного процесса – 1) знания в голове, 2) их практическое применение, 3) наличие базового опыта по выбранному профилю.

Второй вопрос – это кадры. Не секрет, что сегодня в школах наших детей учат те же учителя, у которых еще учились мы сами. Молодых педагогов очень мало. Кто будет учить детей мыслить по-новому и растить личностей, это тоже большая проблема. Поскольку старшее поколение учителей морально (а некоторые уже и по состоянию здоровья) не готово к переменам и той свободе действий, которой от них ожидают. А «новой волны» педагогов пока не наблюдается.

Третье – зачем дотошно прописывать санитарные нормы для школ нового поколения, если заранее известно, что денег на строительство новых школ не хватает практически во всех регионах, а старые типовые здания при всем желании невозможно приспособить под каждый пункт федеральных требований. Как можно рассуждать в документе о цвете стен в классе, если в большинстве школ нет элементарной туалетной бумаги и средств гигиены. Стоит отметить, что в Югорске материально-техническая оснащенность школ к введению ФГОС начального образования сегодня оценивается всего в 20%. И это при том, что во всех школах есть интерактивные доски, компьютеры, доступ в Интернет, а сами здания школ поочередно ставятся то на капремонт, то на реконструкцию. Всего этого нет в большинстве российских школ,тем более сельских...

Также непонятна универсальность нового стандарта. По замыслу его авторов, благодаря созданным благоприятным условиям и внеурочной деятельности, в школах исчезнут «середнячки», а выпускаться будут сплошь одни вундеркинды. Но давайте будем честными – далеко не всех детей можно подогнать под нарисованный идеализированный портрет выпускника (читайте выше), у каждого из них свой предел возможностей. И с этим нужно тоже считаться, а кому-то и смириться.

Немало вопросов вызывает и «школа полного дня». Если детей планируют учить и воспитывать с утра до вечера, как быть с художественными, музыкальными и спортивными школами, которые могут в одночасье недосчитаться детей. Предполагается, что с учреждениями дополнительного образования школы будут сотрудничать на договорной основе. Но зачем все усложнять, если половина учащихся школ и так где и чем только не занимается – танцами, музыкой, легкой атлетикой, плаванием и т.д.

То же самое касается и профильности образования. «Не дай бог старшекласснику ошибиться с выбором профильного обучения, это же два года пройдут впустую!» - сокрушается один из педагогов. Хочется возразить - на ошибках учатся, а у молодых должна быть альтернатива. Нет, уверены другие, выпускники не должны метаться, они должны точно знать, чего хотят в этой жизни. И вновь хочется поспорить: как же не метаться в 17 лет, если сам возраст обязывает к поискам? Даже взрослые, успешные люди могут в мгновение ока поменять и работу, и получить другое образование, тем самым полностью изменив свою жизнь. Если уж вы предлагаете школьникам свободу выбора, тогда уже и давайте им пространство для маневров.

Конечно, сейчас, пока ФГОС находится в зачаточном состоянии, говорить о необходимости его введения и эффективности рано. Но готовиться к переменам нужно. С 1 сентября этого года по новым стандартам начнут обучение начальные классы. С 1 сентября 2015 года ФГОС станет обязательным для 5-го класса, а для десятых классов – с 1 сентября 2020 года.

МНЕНИЕ:

Какие ожидания от введения ФГОС начального общего образования у педколлективов школ?

Марина Петрушко, начальник отдела общего, дошкольного и дополнительного образования детей управления образования городской администрации:

- Большое внимание государство уделяет условиям образовательного процесса. Эти условия необходимы для того, чтобы получить результат. А результатом является комплексная оценка компетентности личности по разным направлениям. Ожидается, что из школы должен выйти интеллектуальный, грамотный выпускник, обладающий коммуникативными качествами и профессиональными навыками. Это есть результат стандарта. В этом же направлении движется и идея профильной школы, которая предусматривает большую ответственность, в том числе и родителей. В десятом классе ученик должен четко понимать, какие предметы он будет изучать на базовом, а какие на профильном уровне. Таким образом, основная идея нового стандарта образования – это возможность выбора для самих учеников.

ВОЙТИ В НОВОЕ РУСЛО:

О том, как ведется подготовка к переходу к ФГОС начального образования в школе № 2, «ЮВ» рассказала директор Галина Энютина:

- С какими сложностями Вам пришлось столкнуться при подготовке к введению ФГОС начального общего образования?
- Самая основная трудность для нас – обеспечение учебной и методической литературой, учебниками. По организации внеурочной деятельности проблем нет. У нас имеется очень хороший опыт, благодаря работе школьного центра детского творчества. Расписанием предусматривается предмет по выбору. Это занятия танцами, в изостудии, уроки хореографии или стрельба. Таким образом, дети могут, не выходя из школы, найти себе занятие по душе.

- Много сетуют на слабую материально-техническую оснащенность школ. Что уже имеется и чего не хватает вашей школе?
- Благодаря программе «Наша новая школа» сегодня все классы начальной школы обеспечены интерактивными досками. Совсем скоро интерактивные доски будут установлены и в классах второй ступени, кабинетах географии и истории. Сложность в том, что нет возможности организовать игровые комнаты, как это предполагается новыми стандартами. Самое интересное, первоначальный проект школы предусматривал на одном этаже всего два учебных класса начальной школы, игровую и одну спальную комнаты. Но проектом не воспользовались, поскольку были необходимы классные комнаты. Выход из положения нашелся: вместо игровых в школе имеются сенсорная комната, где дети могут отдохнуть и оздоровиться. Есть зал ЛФК, гимнастический зал, зал хореографии. Разработка и реализация программы развития «Школа здоровья» стратегически обеспечила возможность перехода в новые условия, поэтому много организовано для того, чтобы дети могли не только учиться, но и отдохнуть с пользой.

- Как руководитель школы, что вы ждете от новых стандартов?
- Для меня основная суть нового стандарта – это организация взаимодействия «учитель-ученик», «ученик-ученик», то есть перевод образовательного процесса в практическое русло. Изменяется предназначение педагога. Роль носителя информации завершена. Сегодня педагог – тьютер, организатор УВП новыми средствами, обучающий работе с информацией, не поучающий, а способный учиться вместе открывать новое. Проектной деятельностью в нашей школе занимаются давно, в том числе коллективно. Не первый год реализуется проект «Театральная весна», когда каждый без исключения класс готовит свое театральное представление. Новый стандарт делает проектную деятельность нормой, и ее хочется перенести на урок.


Анна Гурова

Источник: Югорский Вестник
Добавлено: 17 мая 2011, 19:52

Комментарии пользователей (0)

Комментариев пока нет

Полезная заметка

На портале можно бесплатно разместить вакансию.

Узнать подробности

Декабрь, 2025 г.

ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Не нашли на странице то, что искали? - Воспользуйтесь поиском!
Работа: Вакансии и Резюме
Работа: Вакансии и Резюме