Новости Новости
Югорский Вестник

Возвращение к истокам

Образование должно сегодня отвечать вызовам времени и ориентировать новое поколение на конструирование будущего. Свобода мнений, гласности предоставила ей право «выбора» добра и зла и обеспечила стойкую и все возрастающую возможность ухода в направлении зла. Современные дети и подростки зачастую не умеют не только противостоять злу, но и отличить его от добра.

Наше образование идет в строго заданном западном направлении, и этот процесс будет необратимым, если мы всерьез не зададимся решением проблемы духовно-нравственной составляющей личности ребенка. Это возможно лишь при обращении к вечным ценностям, лежащим в основе исторического бытия России и Русского мира.

Существуют значительные отличия в категориях нрав и духовности. ственности Смешение их приводит к искривлению всего воспитания. Принято считать, что нравственность - это нормы жизни, установленные юридическими законами, правилами общественного поведения, обычаями народа и пр. О человеке можно сказать «нравственный» или «безнравственный» на основании его видимых поступков. К тому же нормы нравственности могут меняться, и то, что вчера считалось аморальным, сегодня может стать нормой жизни. Примеров этому достаточно много. Но только неизменные, вечные нравственные нормы являются залогом благополучия человека и общества.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ И ПРОДОЛЖАЕТСЯ В ШКОЛЕ

Учитель - ключевая фигура в образовании, и никакие новейшие технологии не могут заменить его личности и его слова. Но у любого слова есть своя этимология, свои истоки. Источник же всего бытия - Бог. Сегодня нельзя всерьез говорить о проблеме духовно-нравственного воспитания детей без связи со Священным Писанием - животворящим родником русского языка. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1,1-3). Кажется, сочетание слов «чело» и «век» не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Но это не так. Человек - это венец Божьего творения. В «Славянорусском корнеслове» А.С. Шишкова указывается на произошедшую со временем звуковую перегласовку: «слово – словек – цловек – чловек - человек». Если Отец наш Слово, то рожденные от Него словеки, чловеки, человеки. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», - читаем мы в Евангелии. Мы же человека часто рассматриваем по результатам его деятельности, вне связи с духовными ценностями. Пытаясь воспитать лидеров, забываем о личности. Кстати, «личность» рифмуется со словом «иконичность». Каждый человек-это образ Божий, но обремененный множеством грехов. И «образование» значит воссоздание в человеке Божьего образа, формирование прочного и обоснованного мировоззрения, благодаря которому можно выбрать из огромного информационного потока то, что необходимо для души и для жизни. А высшая потребность души человеческой - потребность в красоте, совершенстве, любви, в истине, вечности - т.е. потребность в Боге. Корень слова «личность» - «лик». Это исконно русское слово, связанное с Евангелием. Личность - это носитель лика. Это главная Личность, Первообраз - Господь Бог Иисус Христос, нравственный идеал. Образ всегда стремится к Первообразу, и насколько человек меняется в соответствии с евангельскими критериями, настолько он личность. Евангелие - это эталон истины, эталон нравственности и духовности. В действительности просто не существует и не может существовать других критериев воспитанности людей, кроме тех, которые установлены Богом. Поэтому все существующие ныне методики определения уровня воспитанности обучающихся расплывчаты, аморфны и ненадежны – «все возвышающий обман». Также мы часто говорим: «Наша задача - воспитать достойных граждан страны». Но мало кто из нас знает, что слово «гражданин» изначально значило высшую похвалу и пожелание православному человеку стать насельником, т.е. жителем Небесного Града Иерусалима. Прислушайтесь: град - горожанин - гражданин.

ДУХОВНОСТЬ - ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУХА ЧЕЛОВЕКА

Истинная духовность - это вера в Бога. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4,24). Внешне безупречно нравственный человек может иметь плачевное духовное состояние, тайные порокистрасти. Духовная сторона человека определяет все его самосознание, характер поведения, отношения с окружающим миром, которые имеют сложный характер. В соответствии с православным мировоззрением, человек - это микрокосм, и от него зависит состояние окружающей среды. Раньше, когда наступали великие бедствия, все понимали, что согрешили и надо каяться перед Богом. И сейчас Православная Церковь денно и нощно призывает всех к смирению перед Богом, покаянию. Покаяние - это осознание и исповедание своих грехов, изменение и развитие мышления, самосознания, в котором и произойдет исцеление - нравственное очищение и просветление личности. Смирение - это источник всех положительных качеств человека, стимул к развитию и совершенствованию. Настоящее смирение - это не забитость, убогость и никчемность, и уж тем более не чванливая самоправедность, а трезвое понимание сущности своего «Я», своей природной испорченности и неполноценности.

Воспитание духовно - нравственной, культурной личности выпускника школы при отказе от выявления в культуре истинного источника ее света - это тоже немаловажная проблема. В соответствии с этимологическим словарем, слово «культура» означает «земледелие» (из нем., франц., лат). По Евангелию, земледелие - это возделывание почвы, «доброй земли» для сеяния семян и получения обильных плодов. Духовность является той твердой почвой, на которой человек строит свою жизнь. Светоносный центр культуры составляют заповеди любви Божией, а все, что ведет к озлоблению и деградации людей, к развалу семей, народов и человечества, нужно признать явлениями антикультуры, или культуры «телесного низа». Весь закон Божий выражается в словах: «Возлюби Господа Бога твоего, возлюби ближнего твоего». При этом ближним может быть любой человек, независимо от его национальности и вероисповедания.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

Духовный мир - это реальный мир. И там, где нет страха Божьего, где доминируют гордыня и превозношение, безудержная погоня за «процветанием», постепенно формируется другая духовность - падшая, которая связана с темными силами и демонизирует человека, зачастую даже не замечающего это. Сегодня весь мир содрогается от всеобщего системного кризиса. Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает, что первопричина этому - «кризис человеческой личности, кризис нравственного чувства и потери ценностей». Победа над пороками - задача неизмеримо более сложная, чем экономические и технологические прорывы.

На XV Всемирном Русском Народном Соборе, состоявшемся 25-26 мая 2011 года в Москве, Русской Православной Церковью был подготовлен проект «Базисные ценности - основа общенациональной идентичности». В него вошли такие понятия, как вера, справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, милосердие, семья, культура и национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение и жертвенность.

Пока мы все вместе, всем народом – Церковь, интеллигенция, средства массовой информации – не поймем, что нельзя игнорировать внутреннюю жизнь человека, что забота о душе – это главная задача общества, мы не справимся с нашими проблемами. совершенствовать Нельзя образование и не совершенствовать воспитание. Нельзя внедрять современную технологию в интеллектуальное развитие человека – технологию, которая действительно способна помочь людям получать более высокий уровень образования, - одновременно не сохраняя идеалы нравственные. Человек без нравственного идеала жить не может.

Наступило время, когда Церковь и государство вступили в соработничество в решении общих задач. Школа сегодня - это единственный институт, который может объединять усилия общественности вокруг базисных ценностей, установление и приоритет которых смогли бы способствовать гармоничному развитию детей, поддерживать наше мирное и благополучное существование.

Ярким примером решения этой задачи является город Сургут, где под руководством директора Департамента образования администрации г. Сургута, заслуженного учителя школы РФ, к.п.н., доцента, члена-корреспондента МАНПО Надежды Яковлевны Стрельцовой уже в течение нескольких лет успешно реализуются раз- личные программы духовно-нравственного воспитания. По внедрению в образовательный процесс программы «Истоки» город Сургут является инновационной площадкой. Основная идея их деятельности: «Через «Истоки» - к духовно-нравственным истокам народа». Опыт работы педагогов по данному направлению представлен на разных уровнях: городских и окружных семинарах, Всероссийских конференциях, региональных и Всероссийских образовательных чтениях.

Общая система нравственных ориентиров, уважение к отечественному наследию являются базой для укрепления единства всего общества. Россия на протяжении последних столетий имела мировой статус сверхдержавы, однако сегодня его сохранение стоит под большим вопросом. И судьба Отечества, судьба нации, судьба детей - в наших с вами руках.

Материал предоставлен Храмом им. Преподобного Сергия Радонежского.

Источник: Югорский Вестник
Добавлено: 27 июля 2011, 12:51

Комментарии пользователей (0)

Комментариев пока нет

Полезная заметка

Регистрация на портале не является обязательной, но она открывает значительно больше возможностей.

Узнать подробности

Ноябрь, 2024 г.

ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Не нашли на странице то, что искали? - Воспользуйтесь поиском!
Работа: Вакансии и Резюме
Работа: Вакансии и Резюме