Возвращение к истокам
Образование должно сегодня отвечать вызовам времени и ориентировать новое поколение на конструирование будущего. Свобода мнений, гласности предоставила ей право «выбора» добра и зла и обеспечила стойкую и все возрастающую возможность ухода в направлении зла. Современные дети и подростки зачастую не умеют не только противостоять злу, но и отличить его от добра.
Наше образование идет в строго заданном западном направлении, и этот процесс будет необратимым, если мы всерьез не зададимся решением проблемы духовно-нравственной составляющей личности ребенка. Это возможно лишь при обращении к вечным ценностям, лежащим в основе исторического бытия России и Русского мира.
Существуют значительные отличия в категориях нрав и духовности. ственности Смешение их приводит к искривлению всего воспитания. Принято считать, что нравственность - это нормы жизни, установленные юридическими законами, правилами общественного поведения, обычаями народа и пр. О человеке можно сказать «нравственный» или «безнравственный» на основании его видимых поступков. К тому же нормы нравственности могут меняться, и то, что вчера считалось аморальным, сегодня может стать нормой жизни. Примеров этому достаточно много. Но только неизменные, вечные нравственные нормы являются залогом благополучия человека и общества.
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ И ПРОДОЛЖАЕТСЯ В ШКОЛЕ
Учитель - ключевая фигура в образовании, и никакие новейшие технологии не могут заменить его личности и его слова. Но у любого слова есть своя этимология, свои истоки. Источник же всего бытия - Бог. Сегодня нельзя всерьез говорить о проблеме духовно-нравственного воспитания детей без связи со Священным Писанием - животворящим родником русского языка. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1,1-3). Кажется, сочетание слов «чело» и «век» не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Но это не так. Человек - это венец Божьего творения. В «Славянорусском корнеслове» А.С. Шишкова указывается на произошедшую со временем звуковую перегласовку: «слово – словек – цловек – чловек - человек». Если Отец наш Слово, то рожденные от Него словеки, чловеки, человеки. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», - читаем мы в Евангелии. Мы же человека часто рассматриваем по результатам его деятельности, вне связи с духовными ценностями. Пытаясь воспитать лидеров, забываем о личности. Кстати, «личность» рифмуется со словом «иконичность». Каждый человек-это образ Божий, но обремененный множеством грехов. И «образование» значит воссоздание в человеке Божьего образа, формирование прочного и обоснованного мировоззрения, благодаря которому можно выбрать из огромного информационного потока то, что необходимо для души и для жизни. А высшая потребность души человеческой - потребность в красоте, совершенстве, любви, в истине, вечности - т.е. потребность в Боге. Корень слова «личность» - «лик». Это исконно русское слово, связанное с Евангелием. Личность - это носитель лика. Это главная Личность, Первообраз - Господь Бог Иисус Христос, нравственный идеал. Образ всегда стремится к Первообразу, и насколько человек меняется в соответствии с евангельскими критериями, настолько он личность. Евангелие - это эталон истины, эталон нравственности и духовности. В действительности просто не существует и не может существовать других критериев воспитанности людей, кроме тех, которые установлены Богом. Поэтому все существующие ныне методики определения уровня воспитанности обучающихся расплывчаты, аморфны и ненадежны – «все возвышающий обман». Также мы часто говорим: «Наша задача - воспитать достойных граждан страны». Но мало кто из нас знает, что слово «гражданин» изначально значило высшую похвалу и пожелание православному человеку стать насельником, т.е. жителем Небесного Града Иерусалима. Прислушайтесь: град - горожанин - гражданин.
ДУХОВНОСТЬ - ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУХА ЧЕЛОВЕКА
Истинная духовность - это вера в Бога. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4,24). Внешне безупречно нравственный человек может иметь плачевное духовное состояние, тайные порокистрасти. Духовная сторона человека определяет все его самосознание, характер поведения, отношения с окружающим миром, которые имеют сложный характер. В соответствии с православным мировоззрением, человек - это микрокосм, и от него зависит состояние окружающей среды. Раньше, когда наступали великие бедствия, все понимали, что согрешили и надо каяться перед Богом. И сейчас Православная Церковь денно и нощно призывает всех к смирению перед Богом, покаянию. Покаяние - это осознание и исповедание своих грехов, изменение и развитие мышления, самосознания, в котором и произойдет исцеление - нравственное очищение и просветление личности. Смирение - это источник всех положительных качеств человека, стимул к развитию и совершенствованию. Настоящее смирение - это не забитость, убогость и никчемность, и уж тем более не чванливая самоправедность, а трезвое понимание сущности своего «Я», своей природной испорченности и неполноценности.
Воспитание духовно - нравственной, культурной личности выпускника школы при отказе от выявления в культуре истинного источника ее света - это тоже немаловажная проблема. В соответствии с этимологическим словарем, слово «культура» означает «земледелие» (из нем., франц., лат). По Евангелию, земледелие - это возделывание почвы, «доброй земли» для сеяния семян и получения обильных плодов. Духовность является той твердой почвой, на которой человек строит свою жизнь. Светоносный центр культуры составляют заповеди любви Божией, а все, что ведет к озлоблению и деградации людей, к развалу семей, народов и человечества, нужно признать явлениями антикультуры, или культуры «телесного низа». Весь закон Божий выражается в словах: «Возлюби Господа Бога твоего, возлюби ближнего твоего». При этом ближним может быть любой человек, независимо от его национальности и вероисповедания.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ
Духовный мир - это реальный мир. И там, где нет страха Божьего, где доминируют гордыня и превозношение, безудержная погоня за «процветанием», постепенно формируется другая духовность - падшая, которая связана с темными силами и демонизирует человека, зачастую даже не замечающего это. Сегодня весь мир содрогается от всеобщего системного кризиса. Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает, что первопричина этому - «кризис человеческой личности, кризис нравственного чувства и потери ценностей». Победа над пороками - задача неизмеримо более сложная, чем экономические и технологические прорывы.
На XV Всемирном Русском Народном Соборе, состоявшемся 25-26 мая 2011 года в Москве, Русской Православной Церковью был подготовлен проект «Базисные ценности - основа общенациональной идентичности». В него вошли такие понятия, как вера, справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, милосердие, семья, культура и национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение и жертвенность.
Пока мы все вместе, всем народом – Церковь, интеллигенция, средства массовой информации – не поймем, что нельзя игнорировать внутреннюю жизнь человека, что забота о душе – это главная задача общества, мы не справимся с нашими проблемами. совершенствовать Нельзя образование и не совершенствовать воспитание. Нельзя внедрять современную технологию в интеллектуальное развитие человека – технологию, которая действительно способна помочь людям получать более высокий уровень образования, - одновременно не сохраняя идеалы нравственные. Человек без нравственного идеала жить не может.
Наступило время, когда Церковь и государство вступили в соработничество в решении общих задач. Школа сегодня - это единственный институт, который может объединять усилия общественности вокруг базисных ценностей, установление и приоритет которых смогли бы способствовать гармоничному развитию детей, поддерживать наше мирное и благополучное существование.
Ярким примером решения этой задачи является город Сургут, где под руководством директора Департамента образования администрации г. Сургута, заслуженного учителя школы РФ, к.п.н., доцента, члена-корреспондента МАНПО Надежды Яковлевны Стрельцовой уже в течение нескольких лет успешно реализуются раз- личные программы духовно-нравственного воспитания. По внедрению в образовательный процесс программы «Истоки» город Сургут является инновационной площадкой. Основная идея их деятельности: «Через «Истоки» - к духовно-нравственным истокам народа». Опыт работы педагогов по данному направлению представлен на разных уровнях: городских и окружных семинарах, Всероссийских конференциях, региональных и Всероссийских образовательных чтениях.
Общая система нравственных ориентиров, уважение к отечественному наследию являются базой для укрепления единства всего общества. Россия на протяжении последних столетий имела мировой статус сверхдержавы, однако сегодня его сохранение стоит под большим вопросом. И судьба Отечества, судьба нации, судьба детей - в наших с вами руках.
Материал предоставлен Храмом им. Преподобного Сергия Радонежского.