Что хочет бизнес?
Впервые в этом году при администрации города за «Круглым столом» собрался совет предпринимателей. Поводом для встречи стало рассмотрение вопроса о снижении коэффициента к2 по ЕНДВ с 0,8 до 0,7%. Однако, разговор получился гораздо более разносторонним и весьма продолжительным, что подтверждает – бизнесу и власти есть, что сказать друг другу.
ОБЛЕГЧИТЕ НАЛОГ
Одним из самых острых вопросов бизнесмены назвали ситуацию с налогообложением на местном уровне. Для решения проблемы было предложено понизить коэффициент К2, от которого зависит величина единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с 0,8 до 0,7% - именно такой коэффициент действует в соседнем Советском. Поскольку сумма экономии у каждого из предпринимателей получается различная (один «выиграет» 100 тысяч рублей, а другой сбережет 2-3 тысячи), то глава администрации Михаил Бодак предложил предпринимателям не торопиться, и прежде чем, озвучивать какие-то цифры, сначала проанализировать собственные статистические данные. «Есть предприниматели, у которых имеются собственные большие площади, есть те, кто сдает помещения в аренду, а у кого-то есть небольшие земельные участки, и соответственно, одни предприниматели с трудом несут эту ношу, а другие работают вольготно. Поэтому нужен не прямой подход, а дифференцированный. Если человек получает сверхприбыль, у него хороший оборот, сам работает по 2-3 часа в сутки, значит, в его отношении применяется и больший коэффициент. А те предприниматели, которые работают на самом тяжелом – продовольственном фронте, где сегодня большая конкуренция, маленькие торговые надбавки плюс наши постоянные просьбы о сдерживании цен на продукты первой необходимости – там нужен более низкий коэффициент. Так будет выгодно и бюджету, и самим предпринимателям», - выразил свое мнение глава администрации.
То, что налоги и сборы не берутся с потолка, а должны иметь под собой экономическое обоснование, - это норма Налогового кодекса. Более того, ЕНДВ платится в городскую казну, а значит, любое изменение его коэффициента напрямую повлияет на сумму поступлений. Но очевидно и другое: если большинству предпринимателей понижение коэффициента К2 на одну десятую процента поможет снизить убытки и не повысить цены, в плюсе останутся еще и потребители, что тоже немаловажно. Для того, чтобы взвесить все аргументы, было решено создать рабочую группу, которой и предстоит определиться с пересмотром коэффициента. Но окончательный вердикт по этому вопросу вынесут депутаты Думы города.
Присутствующая на заседании Совета заместитель председателя по экономической политике администрации города Жанна Резинкина отметила, что малый бизнес неохотно участвует в бизнес-переписи. По ее словам, сегодня перед федеральными органами статистики не отчитались 200 индивидуальных предпринимателей и порядка 50 малых предприятий. Завершается статобследование уже в конце этой недели, и, статисты признаются, что не знают, какими еще способами и методами воздействовать на нерадивых «уклонистов». Бизнесменов обзванивали, высылали анкеты по почте, но откликнулись далеко не все. Озабоченность чиновников понятна результаты бизнес-переписи выведут официальное число субъектов малого предпринимательства в городе, эта цифра повлияет на рейтинговую оценку муниципалитета в округе, а значит, и на размеры дотаций. Председателю Совета предпринимателей Владимиру Харлову также непонятна пассивность своих коллег. «Я думаю, что всем предпринимателям надо задуматься и предоставить данные в статистику, чтобы была видна четкая картина, как мы живем». И с этим нельзя не согласиться. Многие оценивают предпринимателей буквально по машинам, на которых они ездят, но мало кто поинтересуется их многочисленными кредитами в банках, залогом имущества, налогами, что они платят. В любом случае, посыл бизнес-переписи - не залезть в чужой карман, а понять, как сегодня живет средний предприниматель.
ОБРАТИТЕ НА НАС ВНИМАНИЕ!
Оказалось, что самим предпринимателям, сегодня не хватает внимания и поддержки со стороны властей. Какой именно поддержки, и какого рода внимания, пояснил Александр Соколов, директор сети магазинов «Добрый». Бизнесмен и депутат в одном лице покритиковал работу отдела по развитию потребительского рынка и предпринимательства; пожаловался на отсутствие отдельного специалиста, который бы взаимодействовал непосредственно с малым бизнесом; и почти обиделся на то, что предпринимателей не особо приглашают участвовать в карнавальном шествии на праздновании Дня города, да и других праздников для бизнес-сообщества (например, День предпринимателя) администрация тоже не проводит.
С прозвучавшими в адрес работы городской администрации претензиями, ее руководитель Михаил Бодак не согласился, кроме критики работы отдела по развитию потребительского рынка и предпринимательства. Но работа над ошибками ведется - уже сегодня в штат отдела принят специалист по работе в сфере предпринимательства. В его обязанности входят оказание помощи представителям малого бизнеса и активное с ними сотрудничество. Что касается участия предпринимателей в праздновании Дня города, то отказа никому никогда не было. То же самое касается и празднования Дня предпринимателя. Инициатива в таких вопросах, по мнению главы администрации, должна исходить не от чиновников, а от самих предпринимателей. Его поддержал и Владимир Харлов: «В прошлом году мы собрались, решили, что участвуем в карнавале, сделали колонну от предпринимателей - получилось красиво и даже место в конкурсе получили. Я не думаю, что на это нужно разрешение. Что касается праздника самих предпринимателей, инициатива тоже должна исходить от нас».
Администрация города, со своей стороны, готова рассмотреть любые предложения, касаемые программы празднования Дня предпринимателя, а также предложить услуги специалистов управления культуры, которые помогут определиться с планом мероприятий. Жанна Резинкина добавила, что традиционно Дни предпринимательства в округе проходят в мае – в муниципалитетах проводятся обучающие семинары, награждения лучших предпринимателей. Более того, правительство округа даже готово компенсировать затраты по проведению таких бизнес-акций. Другими словами, возможности для проведения Дня предпринимателя есть, было бы желание. К слову, многие сразу вспомнили когда-то популярный в городе конкурс «Предприниматель года». Вспомнили и решили попробовать вернуться к старому проверенному способу собраться всем вместе. Михаил Бодак предложил определить лучшего предпринимателя уже в конце этого года на традиционном новогоднем приеме у главы города.
Также на заседании Совета предпринимателей было решено включить в его состав представителей от местных филиалов окружного бизнес-инкубатора и фонда поддержки предпринимательства. Директор югорского филиала окружного Бизнес-инкубатора Марина Шалаева отметила, что это поможет лучше взаимодействовать с предпринимателями и своевременно доносить до них необходимую информацию о мерах поддержки малого бизнеса. Как показывает практика, лишь немногие осведомлены о том, какая работа проводится бизнес-инкубатором и фондом поддержки предпринимателей. А работа ведется немалая. Например, бизнес-инкубатор регулярно проводит бесплатные обучающие семинары. К сожалению, спроса на них среди предпринимателей нет. Они не желают обучаться сами, и неохотно обучают своих наемных работников, констатирует факт Марина Шалаева. А то, что малый бизнес нуждается в повышении грамотности как руководителей, так и персонала, это несомненно. Это подтверждают и сами предприниматели. Некоторые из них признаются, что среди знакомых бизнесменов, особенно «старой закалки» большинство не имеют даже среднего образования, что уж говорить о высшем. Не секрет, что в девяностые бизнес делали больше по наитию, чем по основам менеджмента. «Ежедневно банк занимается кредитованием предпринимателей и нередко приходится сталкиваться с их абсолютной экономической безграмотностью», - говорит Вадим Калугин, директор дирекции ОАО «Ханты-Мансийский банк» в г. Югорске. Его слова в очередной раз подтверждают: предпринимателям, особенно, начинающим, а также тем, кто чувствует нехватку информации и каких-либо знаний, не стоит упускать возможность бесплатного обучения, которое сегодня готов предложить тот же бизнес-инкубатор. А более опытным - почаще участвовать в конкурсах и защищать свои проекты, которые дают возможность роста как личностного, так и бизнеса, и города в целом.
Анна Гурова