«Приходилось устраивать погони, как в кино…»
Кто из водителей не испытывал раздражения, когда всем знакомый полосатый жезл инспектора ГИБДД, описав в воздухе полукруг, приглашал припарковаться для проверки документов? А кто из сидящих за рулем не ругивался с настырным «гаишником», пытаясь доказать свою правоту? А между тем, уважаемые водители, да и пешеходы, безопасность на дороге зависит, в первую очередь, конечно, от ответственного соблюдения правил дорожного движения, а во вторую – насколько ответственно те самые настырные «гаишники» контролируют соблюдение правил участниками движения. Так что, раздражайся - не раздражайся, а правила соблюдай и чужой труд уважай…
О работе югорского отдела ГИБДД корреспондент «ЮВ» решила рассказать на примере стандартного рабочего дня одного из сотрудников инспекции. Итак, знакомьтесь - мой собеседник – старший инспектор дорожно-патрульной службы ГИБДД ОВД по г. Югорску, на момент разговора – исполняющий обязанности командира взвода ДПС Иван Казачко.
- С чего начинается ваш обычный рабочий день? – задаю первый из заготовленных вопросов.
- Не день, а смена, - поправляет меня Иван. – Рабочая смена – с 7.30 до 8.00 следующего дня. Сутки, в общем.
- А когда же отдыхаете? – наивно удивляюсь я.
- После суточного дежурства сотрудник уходит на выходной.
Итак, смена. В 7 утра весь личный состав ГИБДД собирается в городском отделе внутренних дел. Старший инспектор ДПС обязан провести инструктаж, проверить, как вооружаются заступающие на дежурство наряды (у каждого из сотрудников - пистолет Макарова), какие получают спецсредства для работы. К последним относятся алкотестеры, приборы определения скорости (водители называют их радарами), приборы для определения степени тонирования стекол автомобиля. Выпуск на линию служебных машин ДПС тоже после контрольного осмотра. В 7.30 – развод нарядов, доведение до сотрудников оперативной информации о ситуации в городе. В 8.00 старший инспектор ДПС отправляет наряды для патрулирования городских улиц по установленным маршрутам.
- По какому принципу определяете маршруты патрулирования? – задаю Ивану очередной вопрос.
- Если нет информации о ДТП, наряды отправляются в районы, где интенсивнее движение, где больше очагов аварийности. В первую очередь, это центр города, улицы 40 лет Победы, Железнодорожная, Ленина, Спортивная, а также Калинина, Толстого. Если произошло ДТП, туда отправляется наряд, находящийся ближе к месту аварии. Если происшествие крупное, на место выезжают два, а то и три экипажа ДПС.
Работа на месте дорожно-транспортного происшествия требует от инспектора ДПС предельного внимания. Хорошо, если в аварии никто не пострадал, но и при этом на оформление всей необходимой документации уходит до 2-3 часов. Если ДТП серьезное, водителей проверяют на трезвость, проводятся опросы свидетелей, очевидцев. Все это требует времени, и чтобы не затягивать процесс оформления, привлекаются дополнительные наряды ДПС. В случае, если пострадал ребенок, на место аварии выезжает начальник ГИБДД, инспектор по разбору ДТП, инспектор по пропаганде. Впоследствии, после анализа причин происшествия с участием ребенка, определяются направления профилактической работы, проводятся специальные рейды.
Не менее трудоемким является поиск угнанных автомобилей. Сразу после поступления информации в работу включается инспектор по розыску, по городу расставляются наряды, вводится план «Перехват».
- Здесь особенно важна оперативность, - комментирует Иван. – Чем больше времени пройдет с момента заявления, тем меньше шансов найти угнанное транспортное средство. Правда, у нас далеко автомобили не угоняют – дороги не те. Чаще всего похитители, покатавшись, бросают машину где-нибудь во дворе или за городом. Немало курьезных случаев - ищем угнанный автомобиль, а он в соседнем дворе стоит, потому что владелец накануне перебрал в гостях, друзья его привезли домой, а машину, по незнанию, поставили не на привычное для хозяина место. Он утром не находит любимое авто во дворе и звонит в милицию – угнали. Летом учащаются кражи велосипедов и угоны мотоциклов. Каждый из таких случаев мы тоже отрабатываем, дежурные наряды ориентированы на поиск.
В течение дежурства старший инспектор контролирует работу нарядов ДПС, причем проверки могут быть гласные и негласные.
- Я обязан выезжать на места патрулирования, проверять, на месте ли дежурный наряд, - поясняет Иван, - какие транспортные средства останавливают, как разговаривают с водителями. Оказываю помощь при оформлении ДТП, при задержании водителей в нетрезвом состоянии. Проводятся негласные проверки работы дежурного наряда – старший инспектор в гражданской одежде, на гражданском автомобиле или вообще пешком, прибывает на место патрулирования, записывает, кого из водителей останавливал патруль, за какое нарушение, после этого можно пригласить водителя, расспросить, согласен ли он с предъявленными ему претензиями, был ли вежлив с ним инспектор и т.д. Каждую такую проверку я должен подробно описать, подготовить отчет для отправки в УВД округа. С личным составом при обнаружении нарушений необходимо провести дополнительную разъяснительную работу.
Обучение начинающих инспекторов, стажировка – тоже в обязанностях старших сотрудников дорожно-патрульной службы. За каждым из новичков закреплен наставник, передающий опыт работы. В дальнейшем стажеры направляются на обучение в Сургут. Иван Казачко работает в ГИБДД 17 лет, за это время, будучи наставником, он подготовил около 20 молодых инспекторов.
- А своего наставника помните? – любопытствую я.
- Конечно. Владимир Алексеевич Ушаков, ныне на пенсии. Замечательный человек, многому научил меня. Помню и свое первое дежурство, первое ДТП, на которое выехал в качестве инспектора. Мне тогда только форму выдали, я ее первый раз надел. На месте происшествия – три автомобиля, шесть человек, слава богу, не пострадали, но каждый пытается свою правоту отстоять. А напарника моего срочно вызвали в отдел. Он меня оставил на месте ДТП, сказал: «Оформляй тут, освобожусь, вернусь». Оформлял я с половины девятого утра до половины седьмого вечера. Но оформил. Конечно, что-то потом исправляли, но в целом сам справился…
В завершении суточного дежурства старший инспектор готовит сводку для передачи оперативной информации в УВД округа. В ней он подробно указывает, сколько и какие нарушения правил дорожного движения были допущены водителями и пешеходами в течение последних суток, сколько ДТП произошло, количество пострадавших и водителей, задержанных в нетрезвом состоянии…
- Работа с документами много времени занимает, но это необходимо, - говорит Иван. – Анализируя такие сводки, можно проследить, рост каких нарушений происходит, в каком направлении строить профилактическую работу. Вообще, хочется отметить, сегодняшние участники движения более сознательны, чем, например, десять-двенадцать лет назад. Помню свои первые годы работы в ГИБДД, тогда еще Советского района, - приходилось устраивать погони за пьяными водителями, совсем как в кино, стрелять по колесам, чтобы остановились. Однажды даже догонял пешком, по тайге, одного из нарушителей… Современные водители ведут себя более цивилизованно, в большинстве случаев реагируют на замечания адекватно. Да и работа ГИБДД совершенствуется год от года, улучшается материально-техническая база, возрастают требования к сотрудникам. Я считаю, это правильно, ведь главная цель нашей работы – безопасность всех участников движения.
Людмила Герасимова