Чтение и образование - основа интеллекта нации
Качество образования является одним из основных составляющих воспитания и становления личности человека. А чтение нужно рассматривать не отдельно, а комплексно, в составе качественного образования, как один из методов обучения и воспитания детей. Библиотека здесь играет важную вспомогательную роль. Именно югорские центральную библиотечную систему, централизованную городскую библиотеку, управление культуры и му «дворец семьи» православный приход храма в честь преподобного сергия радонежского г. Югорска благодарит за организацию дня славянской письменности и культуры, прошедшего 24 мая 2011 года, в день памяти святых равноапостольных братьев кирилла и мефодия, в форме «круглого стола».
У светского общества и Православной Церкви существуют значительные отличия в подходах к оценке качества образования, к определению его критериев. Василий Васильевич Зеньковский, один из ведущих православных мыслителей русского зарубежья (1881-1962), сердцевину качественного образования обозначал богословским термином «пронизанность светом Божиим», а цель образования видел в стремлении педагога-подвижника и пастыря «просветить и осветить всю душу ученика», воссоздать в нем «образ Божий». Эти идеи перекликаются с мыслями великих русских философов, таких, как Н . О. Лосский, С. Л. Франк, И. А. Ильин, П. А. Флоренский. В соответствии с нравственным учением Православной Церкви высшим предназначением человека в его земной жизни является познание Бога, уподобление Ему, проявление, обретение, нахождение, раскрытие в себе – в своем духе, душе и теле – образа и подобия Божьего в максимальной полноте и силе. Эта задача достаточно сложна, но решать её нужно.
Бесспорно, ведущая роль в воспитании и обучении подрастающего поколения принадлежит школе. Однако долгое время для российской школы созидание добродетельной личности, сущность добра и зла в человеке носили сугубо материалистический характер. Интеллект ребенка развивался в одностороннем направлении, раскрытие в нем образа Божьего – человека духовно-нравственного, становление внутреннего человека было надолго предано забвению. Но вера и знание - не противоположности, а взаимно дополняющие друг друга понятия. Громадную роль в развитии интеллекта нации, основанного на вере в Бога, сыграло чтение книг русских писателей и поэтов.
Надо сказать, что русская литература обладает устойчивой к различным переменам спецификой, выделяющей ее среди других литератур мира. Она изначально возникла с ориентацией на грамотных людей, деятелей культуры, искусства, письменности, Церкви, поэтому на протяжении многих веков ей свойственна духовность и патриотичность. В ходе укрепления светской культуры «духовность» была преобразована в «душевность». Отсюда - особая задушевность отдельных произведений русской классической литературы, присущий для нее «христианский дух», заставивший иностранцев говорить о «загадочной русской душе». Русская литература, русские писатели всегда занимали особое место в общественном мнении, им предназначалась роль пророков и мыслителей.
Принципиальное изменение ситуации произошло в советский период, когда, с одной стороны, в результате всенародной ликвидации безграмотности огромные массы народа получили доступ к книгам, а с другой стороны, вера в Бога тщательно стиралась. Но литература сохранила свою духовно-нравственную направленность. Это оказалось возможным даже при тех многочисленных искажениях, которые возникли из-за материалистически-светского понимания действительности, утвердившегося на официальном уровне. Важную роль имела общеобразовательная программа по литературе для всех школ. В нее были включены многие произведения русской классики, и интеллект миллионов школьников развивался благодаря чтению книг, содержащих нравственные художественные идеалы с христианским отношением к жизни. Из произведений советских писателей для чтения и изучения в школе выбирались преимущественно те, которые должны были дать образцы нравственного, героического поведения, с высоким патриотическим пафосом: «Как закалялась сталь» Н .А. Островского, «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко, «Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского.
Лучшие книги, написанные в духе верности библейским заветам, пробуждали в людях достоинство и честь, одухотворенность и творческие стремления, формировали российскую самобытность. Основная направленность нашей классики – попытка следования Слову Божию, то есть Христу, потому что Христос есть Бог - Слово, Которое было вначале и от Него всё начало быть. И то, насколько писатели и поэты могли приблизиться к этому, есть главный критерий духовности созданных ими произведений, соотношения с христианским вероучением.
Существовала (и доныне существует) некая недоговоренность, умалчивание, а порой элементарная клевета и ложь в книгах советских литературоведов о жизни и творчестве великих русских писателей, которые имели место быть в школьных учебниках по литературе. Христианские мотивы в программных литературных произведениях не рассматривались вообще или рассматривались в неполном, искаженном виде. Евангелие провозглашает, что Господь есть центр Вселенной, Его святость есть нравственный стандарт для всех времен и народов. Гуманизм же светский, напротив, объявляет человека высшей ценностью. Евангелие христоцентрично, гуманизм эгоцентричен. Евангелие говорит о греховности человеческой природы, гуманизм возводит человека в абсолют. «…нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись…» (Деян.4,12), «…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…» (Ин. 3,16). А чем люди ответили? Тем, что распяли Его! И продолжают распинать.
Главной трагедией XX века стало разрушение духовной связи между поколениями, стирание человеческой памяти, основной хранительницей которой являются книги. В ветхозаветные времена самым страшным проклятием для человека были слова: «Пусть не остается о нем память» (Иов 24,20). Беспамятство равнозначно небытию. Человеческая память имеет глубокий нравственный и духовный смысл. Ее внутренний трагизм - в осознании греховности нашей природы и оторванности от Бога. Но во Христе Иисусе, по словам о. Александра Шмемана, «память вновь получила силу исцелять время, разорванное грехом, смертью, ненавистью и забывчивостью».
Сила памяти человека придает чтению созидательный, обновляющий характер, способный сформировать и развить личность человека, развить в нем способность активно мыслить и действенно противостоять небывалому разгулу зла в наше время. «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5,14).
Нужно признать актуальность и значимость древних воззваний: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль» (Иак.4, 9). Разве сегодня главный герой основной части молодежи не агрессивный эгоист, безжалостно истребляющий окружающих его людей? Или самодовольный, самодостаточный обыватель, главная цель жизни которого - «хлеб и зрелища», упивающийся в своей духовной гордыне, восходящий на небеса по ступеням Вавилонской башни? Забыта во многих людских сердцах Книга книг, сокровищница мудрости - Откровение Божие, Святая Библия. «И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее» (Откр. 5, 4). Круг читателей Библии или отдельных ее мест не может быть ограничен ни возрастом, ни образованием, ни мировоззрением. Это вечная книга, золотой фонд общечеловеческих ценностей. Превзойти ее еще никому не удалось, этой книгой руководствовались российские классики, писатели, многие поэты. Однако в современном образовании, погружаемом в компьютерные и виртуальные миры, ей нет места.
Острый дефицит знания основ христианской веры, практическое отсутствие доверительного, теплого межличностного общения приводит к разрушению соборности людей, опошлению и искажению речи и потере памяти. Человеку некогда любоваться звездным небом, некогда раздумывать о вечном и прекрасном. Истинная, светоносная литература подменяется «желтой прессой», книжной попсой, легким развлекательным и щекочущим нервы «чтивом», имеющим запах смрада, «так называемых глубин сатанинских» (Откр. 2,24). Прошло то время, когда в библиотеках были длинные очереди на «толстые» журналы, где опубликованы «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Плаха» Ч. Айтматова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана и другие, меняющие к лучшему и высоконравственному человеческое застойное мышление. Необходимо детям иметь привычку читать сверх программы. Отрадно отметить, что идет активная пропаганда чтения. Надеемся, что состояние современной литературы изменится, и через определенное время отчетливо проступят (но уже в обновленных формах) ее фундаментальные черты, сложившиеся за тысячелетнее существование. Православная культура, заповеди Божии – основы нравственности и общечеловеческие ценности прочно и органично войдут в школьное образование. Ибо качественное образование личности человека - это образование с Богом.
Православный храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Югорска.